Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым

Информация для органов местного самоуправления Республики Крым

Минимущество в рамках взаимодействия с органами местных муниципальных образований в Республике Крым оказывает консультационно - методическую помощь муниципальным образованиям по всем вопросам, касающимся регулирования земельных отношений.

В структуре Минимущества специально создано и действует Управление по работе с муниципальными образованиями. Данное управление включает в себя секторы земельных отношений, их 21 (по 2 специалиста в каждом секторе). Такие секторы находятся в административно - территориальных районах Республики Крым.

В их полномочия входит: оказание консультационно - методической помощи муниципальным образованиям, прием заявлений от юридических и физических лиц о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, контроль за использованием земель собственности Республики Крым, предоставление органам муниципальных образований необходимой информации о земельных участках и землях.

По всем обращениям муниципальных органов, касающихся вопросов применения земельного законодательства Российской Федерации на территории республики, в том числе порядка предоставления земельных участков, Минимуществом проводится разъяснительная работа.

Минимуществом также планируется организация и проведение на территории административно - территориальных районов республики семинаров по разъяснению и применению норм земельного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в Минимуществе организована ежедневная работа «горячих» телефонных линий по соответствующим направлениям деятельности:

  • по вопросам приватизации – 550-736;
  • по вопросам арендных отношений – 601-386;
  • по вопросам управления имуществом – 550-737;
  • по вопросам распоряжения землями – 550-739;
  • по вопросам реализации государственных программ, оценке имущества и обеспечению кадастровой деятельности – 550-749;
  • юридической службы – 550-743.

Звонки «горячей» линии принимаются в следующем режиме: понедельник – пятница с 9.00 до 18.00, (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00).

О разграничении земель государственной и муниципальной (коммунальной) собственности Республики Крым

До вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 №6-ФКЗ (далее - Федеральный конституционный закон) все земли на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 № 5245 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности».

Так, согласно пунктам 3 и 4 Заключительных и переходных положений указанного Закона землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад признаются:

  • земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности соответствующих территориальных образований;
  • земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, учреждений, организаций;
  • все земельные участки, расположенные в пределах соответствующих населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной формы собственности.

Земельными участками государственной формы собственности признаются:

  • земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, на которых находятся здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности;
  • земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании государственных органов;
  • земли обороны;
  • все другие земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно земельные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Земельным кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона 30.07.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон), вступивший в законную силу 11.08.2014.

Так, согласно статье 2 Закона, права и объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

  • право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной и правом общей собственности;
  • право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
  • все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время все земли на территории Республики Крым разграничены: к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, находящиеся до вступления в силу Федерального конституционного закона в коммунальной собственности, а к землям собственности Республики Крым - земельные участки, не находящиеся в частной и муниципальной собственности.

О полномочиях органов исполнительной власти и местного самоуправления в области земельных отношений

В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно части 1 указанной статьи органы местного самоуправления осуществляют резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Учитывая, что на территории Республики Крым все земли разграничены, органы местного самоуправления осуществляют полномочия в части управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в порядке, установленном статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления осуществляют субъекты Российской Федерации (Республика Крым).

Частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (Республики Крым) осуществляют субъекты Российской Федерации (Республика Крым).

Указом Главы Республики Крым от 03.09.2014 №242-У «Об уполномоченном органе» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым (далее - Уполномоченный орган).

Кроме того, пунктом 2 данного Указа установлено, что все действия, связанные с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество Республики Крым, а также на государственное имущество (государство Украина) и бесхозяйное имущество, которое учитывается на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью как собственность Республики Крым, и сделок с ним, осуществляются Уполномоченным органом.

Исходя из изложенного, статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации и актом субъекта Российской Федерации (Указ Главы Республики Крым) определены полномочия Республики Крым в области земельных отношений по распоряжению землями, находящимися в собственности республики, а также уполномоченный орган, осуществляющий функции в сфере управления имуществом - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

О границах населенных пунктов

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы перевода земель иных категорий в земли населенных пунктов (включение земельных участков в границы населенных пунктов).

Особенности перевода земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов установлены статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

  • утверждение или изменение генерального плана, в том числе поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
  • утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отражающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

При этом, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при включении земельных участков в границы населенных пунктов путем утверждения или изменения генерального плана (внесения изменений в генеральный план) принятие решения о переводе земель из одной категории в категорию земель населенных пунктов не требуется.

Частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае если проектом генерального плана поселения/городского округа предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, в соответствии со статьей 8 Кодекса, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения/городского округа.

В настоящее время в республике, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводится работа по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, городских округов.

В соответствии со статьями 20, 24 Кодекса подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения осуществляется, в том числе с учетом предложений заинтересованных лиц.

Таким образом, для включения земельного участка в границы населенного пункта заинтересованному лицу необходимо обратиться в орган местного самоуправления соответствующего поселения/городского округа. При этом представить мотивированное заявление и документы (при наличии) о включении земельного участка (земель) в границы конкретного населенного пункта с целью рассмотрения соответствующим органом возможности такого включения и учета предложений, направленных заинтересованным лицом при подготовке генеральных планов поселения/городского округа. Вместе с тем, путем принятия участия в публичных слушаниях заинтересованное лицо имеет возможность наблюдать о включении своих предложений в подготавливаемый генеральный план населенного пункта.

Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Крым

В соответствии с частью первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно гражданские, земельные правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Основным специальным Федеральным законом в области земельных правоотношений является Земельный кодекс Российской Федерации (далее-ЗК РФ).

В соответствии со статьей 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем, Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК (далее - Закон).

Согласно статье 13 Закона предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

При этом, предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, гражданам Российской Федерации в собственность – бесплатно. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность за плату или в аренду.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона, право аренды земельного участка, возникшее до вступления Федерального конституционного закона (21.03.2014) соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пункт 12 статьи 3 Закона предусматривает, что положения договора аренды земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Обращаем внимание на норму Закона, предусмотренную пунктом 13 статьи 3, согласно которому установлена обязанность сторон по договору аренды или залога, договора об установлении сервитута, в срок до 1 января 2017 года внести изменения в соответствующие договора, если не истек срок действия, в целях приведения его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В срок до 1 января 2017 года лица, которым предоставлены земельные участки до вступления Федерального конституционного закона подают в срок до 1 января 2017 года заявление о заключении договора аренды и т.д.

Уполномоченные органы (органы местного самоуправления или органы государственной власти, осуществляющие распоряжение земельными участками) обязаны заключить с такими лицами соответственно договор аренды и т. д. в отношении соответствующего земельного участка.

В рамках реализации положений Закона, постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), устанавливающий правила завершения оформления прав.

Заявление о предоставлении земельного участка должно содержать:
1) имя (наименование) заявителя;
2) просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав);
3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем;
4) ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:
1) для физических лиц – копия документа, подтверждающего личность гражданина;
2) для юридических лиц:
копия устава, заверенная данным юридическим лицом;
копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом;
копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;
3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права;
4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона;
5) кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости;
6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1-4 настоящего пункта;
7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).

Предусмотрены два способа получения кадастрового паспорта земельного участка:
1) при предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр
недвижимости;
2) при осуществлении государственного учета земельного участка.

В первом случае, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об интересующем его земельном участке в форме кадастрового паспорта.

Запрос о предоставлении сведений о земельном участке может быть представлен в любой офис приема и выдачи документов Госкомрегистра.

После чего, необходимо обратиться в уполномоченные органы:
1) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, которые расположены в основном за границами населенных пунктов;
2) органы местного самоуправления поселений (городских округов) – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые расположены в основном в границах населенных пунктов.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 65 дней, в течение которого уполномоченные органы обеспечивают:
- подготовку и подписание договора аренды, соглашения об установлении сервитута.

Сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров.

Один экземпляр договора (соглашения) должен быть подписан заявителем и представлен в уполномоченный орган не позднее одного месяца со дня направления, в противном случае договор считается не заключенным.

Передача земельного участка осуществляется на основании акта о передаче земельного участка, который составляется в течение 10 дней со дня поступления платежа (очередного платежа – арендной платы).

Права на земельные участки подлежат государственной регистрации только при наличии акта о передаче земельного участка.

С момента государственной регистрации, ранее приобретенные права, считаются прекращенными.

Учитывая особенности Республики Крым, внесены изменения в Федеральный закон № 124 – ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части 1 Гражданского кодекса РФ» и статью 1202 части 3 Гражданского кодекса РФ».

Юридические лица в срок до 1 января 2015 года должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и должны быть внесены в государственный реестр юридических лиц.

Вопрос о перерегистрации юридических лиц согласно вышеизложенным нормам актуален, поскольку перерегистрация должна произойти в срок до 1 января 2015 года, а обязанность переоформления права аренды - в срок до 1 января 2017 года.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 утверждено Положение об особенностях отнесения определенной категории земель и определении вида разрешенного использования земельных участков, которое устанавливает особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую и установление категории вида разрешенного использования земельного участка.

О порядке выдела земельной доли (пая)

В целях реализации гражданами прав на выдел земельной доли (пая) в Республике Крым Советом министров Республики Крым 25 сентября 2014 принято постановление № 345 «Об утверждении Порядка выдела земельной доли (пая)» (далее - Порядок).

Во исполнение пункта 2 данного постановления Минимущество разъясняет.

Лицо, изъявившее желание выделить в натуре (на местности) земельную долю (пай), обращается с заявлением о выделе земельной доли (пая) в натуре (на местности) в орган местного самоуправления по месторасположению земельного участка, подлежащего выделу из распаеванных земель. К заявлению прилагается документ (документы), удостоверяющий право на земельную долю (пай).

Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай) согласно пункту 4 Порядка, являются:
1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;
2) свидетельство о праве на наследство;
3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;
4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);
5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан - совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай). Основанием для выделения земельных участков в натуре (на местности) является решение соответствующего органа местного самоуправления о выделе земельной доли (пая), которое принимается по результатам рассмотрения заявлений граждан, пожелавших выделить земельный участок в натуре.

К заявлению и документу (документам), удостоверяющему право на земельную долю (пай) прилагается землеустроительная документация по паеванию. В данном случае - утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 года.

Если перечисленная выше документация отсутствует, разрабатывается проект межевания земельного участка. Проект межевания земельного участка разрабатывается кадастровым инженером за средства лица, заинтересованного в выделе земельной доли (пая).

Органы местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заявления:
- рассматривают заявление владельца земельной доли (пая) о выделе ему в натуре (на местности) земельного участка;
- уточняют месторасположение, границы и площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между владельцами земельных долей (паев);
- в случае наличия ранее разработанной и утвержденной землеустроительной документации по землеустройству принимают решение о выделе земельной доли (пая), а в случае отсутствия её дают разрешение на разработку проекта межевания либо принимают решение об отказе в даче разрешения (отказ в даче разрешения дается в случае отсутствия документов, подтверждающих право на земельную долю (пай);
- осуществляют распределение земельных участков (в случае отсутствия распределения земельных участков согласно документации землеустройства по паеванию).

После принятия органом местного самоуправления решения о выделе земельной доли (пая) или утверждения проекта межевания, заинтересованное лицо обращается в орган, осуществляющий регистрацию прав - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (г. Симферополь, проспект Победы, 165/1) (далее - Госкомрегистр) либо его территориальные отделения на территории Республики Крым для постановки земельного участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта земельного участка.

Постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется на основании указанной выше землеустроительной документации по заявлению заинтересованного лица в сроки, установленные законом.

Орган местного самоуправления на основании заявления владельца земельной доли (пая) о предоставлении земельного участка в собственность в результате выдела земельной доли (пая) в натуру (на местность) и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность.

Данное решение является основанием для осуществления заинтересованным лицом государственной регистрации права собственности на земельный участок в Госкомрегистре.

Минимущество обращает внимание граждан на то, что выдел земельной доли (пая) необходимо произвести до 1 января 2016 года, так как с указанной даты земельные участки, определенные проектами межевания земельных участков и из которых не выделены земельные доли (паи), а также земельные доли (паи), права на которые не были зарегистрированы (сертификаты на право на земельную долю (пай) не были получены их владельцами), будут считаться невостребованными земельными долями (паями) и в судебном порядке признаваться муниципальной собственностью.

Кроме того, иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, которые имеют право на земельную долю (пай) либо получили в собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и которым земельные участки не могут принадлежать на праве собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны осуществить выдел в натуру (на местности) земельных участков согласно Порядку и произвести отчуждение в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки.

В случае отчуждения указанных выше земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Республике Крым либо муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков.

 

Последнее обновление: 20 февраля 2015, 12:45