Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым

Информация для органов местного самоуправления (28.07.15)

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(от 28.07.2015)
 
Вопрос 1. Решения органов местного самоуправления об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче (предоставлении) в собственность (аренду) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, приняты после 16 марта 2014 года. Являются эти решения документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав? Если нет, то каким образом возможно оформление прав на эти земельные участки?
 
Ответ: Советом министров Республики Крым принято постановление
от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации».
В постановлении указано, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются документы изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года.
Решения органов местного самоуправления, принятые после 16 марта 2014 года, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав.
Оформление прав на эти земельные участки осуществляется в порядке завершения оформления прав согласно статье 13 Закона Республики Крым
от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313, на основании решений органов местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству, в том числе на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков, принятых в период с 14.10.2008 по 21.03.2014 (если срок действия решения не истёк).
 
Вопрос 2. А если срок действия решения органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству уже истёк?
 
Ответ: В статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК указаны решения, которые приняты до 21 марта 2014 года и действовавшие на эту дату. В случае, если срок действия решения органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству истёк, у граждан отсутствует основание для завершения оформления прав на земельный участок.
Гражданин может приобрести земельный участок в собственность (аренду) за плату на торгах, при этом обращаем внимание, что согласно
п.4 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 аукционы по продаже земельных участков или передаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2017 года могут быть проведены только по решению уполномоченного органа.
С целью улучшения жилищных условий граждан, разработан и принят Закон Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон), которым установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Республики Крым. Он закрепляет право льготных категорий граждан на получение земельных участков по упрощенной процедуре в собственность, аренду или пользование.
В соответствии с данным Законом определены льготные категории граждан и условия предоставления им земельных участков.
Согласно вышеуказанному Закону льготными категориями граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются совершеннолетние граждане Российской Федерации, которые:
1) признаны ветеранами Великой Отечественной войны и инвалидами Великой Отечественной войны;
2) признаны ветеранами боевых действий и инвалидами боевых действий;
3) признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий;
4) признаны инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
5) имеют трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей;
6) проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными
и подлежащими сносу или реконструкции:
7) имеют обеспеченность общей площадью жилых помещений не более                       10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим размером определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Также Законом оговорены для льготных категорий граждан условия предоставления земельных участков:
1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка;
2) он, его супруг и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством;
3) не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на льготную категорию граждан, указанную в пунктах 6, 7 статьи 4 настоящего Закона;
4) не отчуждали недвижимое имущество, указанное в настоящей части.
Предоставление земельных участков будет осуществляться в порядке общей очередности.
 
Вопрос 3. В решениях органов местного самоуправления о передаче (предоставлении) земельных участков, принятых до 16 марта 2014 года, допущены технические ошибки. Каким образом исправить эти ошибки?
Ответ: Внесение изменений в решения органов местного самоуправления Автономной Республики Крым относительно исправления технических ошибок действующим законодательством не предусмотрено.
В каждом случае подход должен быть индивидуален, в том числе считаем возможным решить данный вопрос в судебном порядке.
 
Вопрос 4. Какой порядок оформления права на земельный участок под домовладением, если решение органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству или передаче в собственность (аренду) не принималось?
 
Ответ: Рассмотрим три случая:
1. на домовладение имеется правоустанавливающий документ - Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (жилой дом).
В Российской Федерации на основании Федерального закона
от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее - Закон) до 01.03.2018действует упрощенная процедура оформления (регистрации) прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества («дачная амнистия»).
Согласно статье 25.2 Закона государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (2001 год) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующего документа:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
2. на домовладение имеется свидетельство о праве на наследство на жилой дом, договор купли – продажи жилого дома, и др.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе получить бесплатно в свою собственность соответствующий земельный участок, а в случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, − заключать договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Предоставление в собственность, аренду земельного участка осуществляется в порядке определенном статьями 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
3) на домовладение отсутствуют правоустанавливающие документы.
Особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно
до 18 марта 2014 года, определены статьей 22 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015.
Обращаем внимание, что одним из условий предоставления земельного участка является то, что объект капитального строительства, расположенный на этом земельном участке, учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым до вступления в силу настоящего Закона.
 
Вопрос 5. Возможно ли завершить оформление права на земельный участок гражданином по решению органа местного самоуправления, утратившему юридическую силу по состоянию на 21 марта 2014?
Ответ: Невозможно, отсутствует основание для завершения оформления этого права.
Действующими решениями являются решения органов, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21 марта 2014 года).
Не исполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку проекта отвода земельного участка, принятые до 14 октября 2008 года, утратили свое действие 14 октября 2010 года, согласно пункту 3 раздела второго Закона Украины от 16.09.2008 № 509-VI.
 
Вопрос 6. Собственником домовладения является гражданин Украины.
На каком праве возможно предоставить ему земельный участок в порядке завершения оформления прав, а также надо ли гражданину Украины переоформлять право собственности на земельный участок на право аренды?
Ответ: В соответствии с положениями пункта 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предоставление земельных участков на основании решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:
1) бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 (организациям, учрежденным инвалидами или общественным организациям инвалидов) и 3 (религиозным организациям) статьи 3 настоящего Закона;
2) за плату – в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
3) в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Гражданам Украины осуществлять переоформление права собственности на земельные участки на право аренды не требуется.
Статьей 12-1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014
№ 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в частности определено, что на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона,
а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
 
Вопрос 7. Являясь гражданином Российской Федерации, в соответствии с законодательством Украины, гражданин получил разрешение на разработку документации по землеустройству по отводу земельного участка в аренду. Возможно ли завершить оформление права на земельный участок, но не аренды а права собственности?
Ответ: Предоставление земельного участка, путем завершения оформления прав, осуществляется на условиях, указанных в решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству.
 
Вопрос 8. Собственником домовладения является гражданин Российской Федерации, который купил дом до 2014 года, был оформлен договор аренды земельного участка. Каким образом в настоящее время гражданину оформить право на земельный участок (переоформить в аренду или возможно оформить в собственность)?
Ответ: В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе получить бесплатно в свою собственность соответствующий земельный участок, а в случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, − заключать договор аренды земельного участка без проведения торгов.
 
Вопрос 9. В каком порядке осуществляется предоставление земельного участка, на котором расположен жилой дом, правоустанавливающие документы на который оформлены. Необходимо ли предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории?
Порядок предоставления в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен статьями 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обязательно.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
 
Вопрос 10. Каким образом возможно включить в Генеральный план поселения территорию, которая планируется использоваться под жилое строительство? Возможно в порядке внесения изменений?
Ответ: Согласно положению о Министерстве имущественных и земельных отношений, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157 в сферу деятельности министерства не входят вопросы, касающиеся архитектуры и градостроительства, пределом компетенции являются вопросы имущественного характера и земельных отношений. При этом, полагаем отметить следующее.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения.
Статьей 24 Кодекса установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, утверждается − представительным органом местного самоуправления поселения.
В случае, если имеется необходимость разработки генерального плана поселения на большую территорию поселения, чем имеется в настоящее время, целесообразно включать земельные участки в процессе разработки проекта генерального плана для того, что бы проект генерального плана поселения проходил общественные слушания с учетом предлагаемой территории для расширения границ населенных пунктов поселения.
По вопросам, касающимся сферы архитектуры и градостроительства, рекомендуем обращаться в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
 
Вопрос 11. В 1995 году гражданину был передан земельный участок в постоянное пользование. Каким образом возможно оформить право собственности в этом случае?
Ответ: Подпунктом 9.1. статьи 2 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Таким образом, на основании правоустанавливающего документа или решения о передаче в постоянное пользование осуществляется регистрация права собственности на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Вопрос 12. Наследники вступили в наследство на жилой дом, но один из наследников не желает оформлять своё право на землю. Каким образом оформить право на земельный участок?
Ответ: В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым
от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе получить бесплатно в свою собственность соответствующий земельный участок, а в случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, − заключать договор аренды земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закреплённого в статье 39.20. Земельного кодекса права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования. В случае несогласия одного из собственников строения на оформление прав на земельный участок (при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников), каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду, в том числе на основании решения суда.
Причем данное право может быть реализовано независимо от волеизъявления других лиц. Главное условие – это делимость первоначального участка, превышение вновь образуемых земельных участков минимально допустимых пределов и возможность обеспечения доступа к ним от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута. Таким образом, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, после выделения части участка в натуре и ее внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта, вправе совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка (Постановление Президиума ВАС РФ
от 02.10.2012 № 5361/12).
В случае несогласия одного из собственников жилого дома оформлять земельный участок, гражданин имеет право решить вопрос в судебном порядке.
 
Вопрос 13. Если одним из наследников является гражданин, признанный психически больным, каким образом остальным наследникам оформить право собственности на земельный участок?
Ответ: На основании статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.
Таким образом, наследство принимается и оформляется опекуном от имени недееспособного гражданина. Все действия по принятию и оформлению наследства должны быть согласованы с органами опеки и попечительства, которые несут полную ответственность за быт, здоровье и материальное благополучие недееспособного.
Согласно статье 1167 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях охраны законных интересов недееспособных граждан при разделе наследства при наличии среди наследников недееспособных граждан или ограниченно дееспособных граждан, раздел наследства осуществляется с соблюдением правил статьи 37 настоящего Кодекса. В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства (ст. 1165) и о и рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства.
 
Вопрос 14. Дом разделен на две половины, у каждой отдельный вход и адрес (номер с буквой). Как оформить право на земельный участок в этом случае?
Ответ: Особенности предоставления лицам в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены здания и сооружения, принадлежащие им на праве частной собственности, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (см. ответ на вопрос № 12).
В случае, если на земельном участке расположен жилой дом, который был разделен на два жилых дома, что подтверждается соответствующими документами, то каждому собственнику жилого дома предоставляется земельный участок.
 
Вопрос 15. Каким образом осуществляется предоставление земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом?
Ответ: Статьей 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
 
Вопрос 16. При оформлении прав на земельные участки гаражно – строительными и жилищно – строительными кооперативами, объединениями совладельцев многоквартирных домов получены решения советов о разрешении разработки документации по землеустройству в собственность (аренду). После приведения учредительных документов в соответствие законодательству Российской Федерации на каком праве возможно предоставление товариществам собственников недвижимости земельных участков в порядке завершения оформления прав?
Ответ: С 1 сентября 2014 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым введена новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций – товарищества собственников недвижимости (ТСН). К таким товариществам относятся и товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации ТСН признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе
в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков
и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования
и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами),
в силу закона, находящимся в их общей собственности
или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому, в частности, относится и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Законом, устанавливающим особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон).
В соответствии с требованиями части 1, пунктов 2, 3 части 2 статьи 13 Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в том числе на следующих условиях:
- за плату – в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
- в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Учитывая изложенное, по мнению Минимущества, юридические лица после перерегистрации в ТСН, ТСЖ не могут претендовать на оформление прав на земельные участки, в том числе в порядке их завершения.
 
Вопрос 17. Имеются индивидуальные гаражи, построенные в 1990-2000г.г. Решения органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства этих гаражей отсутствуют, на строения правоустанавливающие документы также не оформлены. Каким образом можно предоставить гражданам земельный участок для обслуживания гаража в этом случае?
Ответ: Предоставить самовольно занятые земельные участки с самовольно возведенными гаражами – не представляется возможным. При таких обстоятельствах решение вопроса приобретения права собственности на земельный участок может иметь место в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Разъяснения по данному вопросу содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010.
Так, в соответствии с пунктами 15, 21 названного постановления при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер
по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует   этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно
не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества
из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата
им владения спорным имуществом перерывом давностного владения
не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения;
- владение имуществом как своим собственным означает владение
не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав.
В силу статьи 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или части 3 статьи 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав.
Учитывая изложенное, вопрос возникновения у гражданина права собственности на земельный участок может быть решен в судебном порядке путем обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности либо с исковым заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным.
 
Вопрос 18. Является ли отсутствие сведений из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым относительно наличия у заявителя недвижимого имущества, в т.ч. земельного участка, основанием для отказа органом местного самоуправления в постановке в очередь гражданина?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2.2.1. пункта 2.2. Порядка ведения очерёдности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 № 41(далее – Порядок), уполномоченный орган осуществляет проверку принадлежности заявителя к льготной категории и его соответствия условиям предоставления земельного участка в соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015
№ 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношении» (далее – Закон Республики Крым), путём направления межведомственных запросов.
Межведомственные запросы направляются во всех случаях, без исключений.
Учитывая, что на сегодняшний день Единый реестр недвижимости находится в стадии наполнения сведениями в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, отсутствие сведений относительно заявителя в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при условии, что не возникают сомнения о соответствии гражданина условиям статьи 5 Закона Республики Крым, не является основанием для отказа в постановке его в очередь. Гражданин и члены его семьи указывают в поданных заявлении и расписках о том, что они соответствуют условиям статьи 5 Закона Республики Крым.
При предоставлении земельного участка гражданину, также будет проводиться аналогичная проверка на его соответствие статьи 5 Закона Республики Крым (в настоящее время вносятся изменения в Закон Республики Крым).
Основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4,5 Закона Республики Крым, а также включение его в список в другом или том же муниципальном районе или городском округе.
 
Вопрос 19. Возможно ли, муниципальному унитарному предприятию установить публичный сервитут для размещения объектов недроопользования и их неотъемлемых принадлежностей, в частности артскважины?
Ответ: Согласно статье 4 Закона Республики Крым от 15.09.2014 № 74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» (далее – Закон) публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения – исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым.
Статьей 1 Закона определены требования к инженерным сооружениям, размещение которых осуществляется на условиях публичного сервитута.
Так под инженерными сооружениями, имеющими государственное или местное значение, понимаются инженерные сооружения, которые:
1) указаны в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения;
2) предусмотрены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до 21 марта 2014 года;
3) предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;
4) необходимы для обеспечения услуг неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора.
Следует отметить, что порядок установления публичного сервитута определен статьей 6 Закона. Указанным порядком, определено, что заявление об установлении публичного сервитута должно содержать:
- цель установления сервитута;
- предполагаемые границы и срок действия публичного сервитута;
- реквизиты документа об утверждении проекта планировки территории, иной градостроительной документации, государственной или региональной программы, в соответствии с которыми предусмотрено установление сервитута (при наличии такой документации);
- обоснование необходимости установления публичного сервитута, если объект не предусмотрен документами территориального планирования, документацией по планировке территории или иной градостроительной документацией.
Для целей размещения инженерных сооружений публичный сервитут устанавливается на срок до 50 лет.
 
Вопрос 20. В случае наличия государственного акта для ведения КФХ. Возможно ли изменение целевого назначения земельного участка?
Ответ: В связи с тем, что вопрос об изменении целевого назначения земельного участка не содержит информации в какой вид планируется изменить целевое назначение земельного участка сообщаем.
Вид разрешенного использования устанавливается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, а также Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 №378 «Об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков»).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, п. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п.5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство не содержит однозначных норм, регулирующих порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая изложенное, до внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений, государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения уполномоченного органа, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (письмо Минэкономразвития России от 08 июля 2011 года № 14310-ИМ/Д23).
 
Вопрос 21. В разъяснениях Минимущества к п.2 постановления Совета министров Крыма № 345 сказано « … лицо, изъявившее желание выделить в натуре земельную долю (пай), обращается с заявлением о выделе земельной доли в натуре в орган местного самоуправления по месторасположению земельного участка». Орган местного самоуправления в данном случае – совет поселения или муниципальный район?
Ответ: В данное постановление внесены изменения и указанная норма исключена.
Согласно пункту 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 345 (ред. от 25.05.2015) "Об утверждении Порядка выдела земельных долей (паев)" выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.
 
Вопрос 22. Использование земель ЛКХ (личного подсобного хозяйства), а именно возможность передачи земли в аренду юридическим лицам?
Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
         Учитывая, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей, такие земельные участки не могут быть переданы в аренду юридическим лицам.
Вопрос 23. Возможно ли на основании решение суда выделить земельную долю (пая), площадью 11,87 условных кадастровых гектар, перешедшую по завещанию?
Ответ: Согласно пункту 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 345 (ред. от 25.05.2015) "Об утверждении Порядка выдела земельных долей (паев)" (далее – Порядок) выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.
Согласно пункту 4 Порядка документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:
1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;
2) свидетельство о праве на наследство;
3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;
4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);
5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).
Таким образом, на основании решения суда о признании права на земельную долю (пай) можно осуществить выдел земельной доли.
Вопрос 24. ЖСК «Маяк – 2008» расположен на землях сельскохозяйственного назначения в границах населенного пункта, более 15 лет земли не используются по целевому назначению, были согласованы Совхоз-заводом «Гурзуф» гражданам для огородничества. Возможные пути изменения категории земель, с последующим выделением земельного участка членам ЖСК «Маяк – 2008»?
Ответ: По имеющейся информации испрашиваемый ЖСК «Маяк» земельный участок расположен за границами населенных пунктов городского округа Ялта и находится на землях ГП «Гурзуф», входящего в состав ГК «НПАО «Массандра». Решение о предоставлении земельного участка для ЖСК «Маяк» не принималось. Согласие Кабинета Министров Украины и отказ ГК «НПАО «Массандра» от земель, испрашиваемых ЖСК «Маяк», не осуществлялись.
Земли, предоставленные в постоянное пользование НПАО «Массандра», и предприятиям, входящим в его состав согласно статье 150 Земельного кодекса Украины относились к особо ценным землям.
В соответствии с Законом Украины от 04.06.2009 № 1442 «О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса НПАО «Массандра» относилась к сфере управления Кабинета Министров Украины. В течение пяти лет со дня вступления в силу указанного Закона (вступил в силу 02.07.2009) запрещалось принимать решения об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО «Массандра» и предприятиям, входящим в его состав, а также о прекращении права постоянного пользования такими землями. Следовательно, законодательство не предусматривало возможность передачи земель, принадлежащих НПАО «Массандра» либо государственных предприятий, входящих в его состав.
Пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым                от 17.03.2014 № 1745-6/4 «О независимости Крыма» установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного постановления на территории Республики Крым, является собственностью Республики Крым.
Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1175-р «О вопросах управления имуществом Республики Крым» имущественный комплекс Государственного концерна «Национальное производственно – аграрное объединение «Массандра», в том числе государственных предприятий, входящих в его состав, передан в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию «Производственно – аграрное объединение «Массандра» Управления делами Президента Российской Федерации».
Таким образом, земельные участки, испрашиваемые ЖСК «Маяк», находятся на землях ГП «Гурзуф», и отнесены к ведению Управления делами Президента Российской Федерации.
Учитывая изложенное, с целью оформления земельного участка необходим отказ землепользователя от пользования земельным участком и согласие на такой отказ Управления делами Президента Российской Федерации.
Вопрос 25. При Украине Крымской опытной станицей садоводов (земля науки) были на основании приказов работникам данного юридического лица предоставлены земельные участки для ведения огородничества, для строительства гаража. Данная земля из государственного акта постоянного пользования выделена не была. Как гражданам оформить землю в собственность, (при этом некоторые уже построили дома и живут несколько лет в них, документы на дом оформить не могут, подключить коммуникации тоже проблематично?
Ответ: Решение вопроса приобретения права собственности на земельные участки, указанные в вышеуказанном вопросе, может иметь место в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Разъяснения по данному вопросу содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010.
Так, в соответствии с пунктами 15, 21 названного постановления при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения;
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав.
В силу статьи 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или части 3 статьи 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности также является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав.
Согласно положениям статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов лица осуществляется судом.
Учитывая изложенное, вопрос возникновения права собственности на земельный участок может быть решен в судебном порядке путем обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности либо с исковым заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным.
Вопрос 26. Является ли решение о передаче в частную собственность садового участка основанием для государственной регистрации в Госкомрегистре?
Ответ: Согласно подпункту 15 пункта 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, являются изданное (выданное) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
 
Вопрос 27. Какой порядок оформления земельных участков на садоводческих массивах?
Ответ: Пути решения оформления земельных участков садоводческими некоммерческими объединениями и их членами различна и зависят от многих факторов.
Так, гражданам, которым земельные участки переданы в собственность и решения по которым являются действующими, могут обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью государственной регистрации прав на земельные участки как ранее возникшие права на объекты недвижимого имущества, руководствуясь постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «О утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации».
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до 21.03.2014 утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 № 301.
В случае, если на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период 14.10.2008 по 21.03.2014 членами объединения (организации) начато оформление земельного участка, то согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» возможно завершить оформления права. Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В случае, если члены садоводческого товарищества имеют лишь членскую книжку, то порядок оформления земельных участков, находящихся в их пользовании следующий.
На основании пункта 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Образование земельного участка из земельного участка, предоставленного для ведения садоводства объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, регламентировано пунктом 3 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации и осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, с целью оформления права собственности на земельные участки гражданами - членами садоводческого товарищества с учетом статьи 20 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015
«О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» необходимо разработать и утвердить проект межевания территории садоводческого товарищества.
Вопрос 28. В каком порядке осуществляетсяпредоставление земельного участка в аренду под недвижимым имуществом, находящимся в собственности у физического или юридического лица?
Ответ: Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление данных земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов в соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015г №44, форма схемы утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762);
2) подача в уполномоченный орган юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
4) обеспечение заинтересованным юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора аренды земельного участка;
8) государственная регистрация договора аренды земли в органах государственной регистрации.
Требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
 
 
Вопрос 29. В каком порядке осуществляется предоставление в аренду свободного земельного участка для коммерческого использования?
 Ответ: Аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их продажа, осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона.
Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления аренду путем проведения аукциона, а также проведение аукциона предусмотрен частью 1 статьи 39.11 Кодекса. В соответствии с указанным порядком, лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории утвержден Постановление Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 № 44, форма схемы утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014
№ 762.
После подготовки указанной схемы, лицу, заинтересованному в предоставлении земельного участка необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о ее утверждении. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка. После согласования месторасположения земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованному лицу необходимо:
- обеспечить выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- осуществить на основании заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- заинтересованному лицу обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка.
Согласно требованиям статьи 39.12 Кодекса, уполномоченный орган проводит аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
 
Вопрос 30. Возможно ли заключить новый договор аренды земельного участка сельскохозяйственного использования без проведения торгов в случае истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка?
Ответ: В соответствии с пунктом 31 части 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, осуществляется без проведения торгов, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов арендатору для заключения нового договора аренды осуществляется в следующем порядке:
1) внесение сведений о земельном участке, в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенного объекта в порядке, установленном статьей 45 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2015) "О государственном кадастре недвижимости";
2) обеспечение арендатором выполнения кадастровых работ в целях уточнения границ земельного участка;
3) государственный кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственная регистрация права государственной собственности на него;
4) подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка;
5) подготовка и подписание договора аренды земельного участка;
6) государственная регистрация договора аренды земельного участка в органах государственной регистрации.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка изложены в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
 
Последнее обновление: 03 сентября 2015, 18:17